О недопустимости роста цен. Директива 10

6 октября 2022 года были приняты , которыми установлен запрет на повышение цен (тарифов) выше действовавших на 5 октября 2022 года.

Кого касается и не касается данный запрет? Что делать с ценами на новые товары?

Наши специалисты собрали актуальную информацию по данной теме – переходите по ссылке, чтобы быть в курсе.

Кого касается запрет на повышение цен (тарифов)?

Запрет на повышение цен (тарифов) касается всех юридических лиц не зависимо от их формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих:

— производство товаров на внутренний рынок;

—  ввоз товаров в Республику Беларусь;

—  реализацию товаров на внутреннем рынке;

— оказание любых услуг (выполнение работ) на территории Республики Беларусь.

Некоторые пользователи сети отмечали, что ни в постановлении Совмина № 669, ни в разъяснении МАРТ не указано выполнение работ и, соответственно, на организации и ИП, выполняющих работы, запрет на повышение цен не распространяется.

Полагаем, что данный подход является неверным, так как в директиве Президента № 10 содержится норма о том, что «с 6 октября 2022 г. запрещается повышение цен, кроме случаев, определенных председателями облисполкомов, Минского горисполкома совместно с Министром антимонопольного регулирования и торговли и отраслевыми министрами».  Директива Президента имеет большую юридическую силу, чем постановление Совета Министров, соответственно, запрет повышать цены распространяется на все отрасли деятельности, кроме случаев, установленных правовыми актами председателей облисполкомов (Мингорисполкома) по согласованию с министрами. На данный момент таких правовых документов в отношении работ нет, поэтому запрет повышения цен распространяется и на цены (тарифы) на выполнение работ.

 

Есть ли случаи, когда запрет на повышение цен (тарифов) не распространяется?

На данный момент запрет на повышение цен не распространяется на:

— реализацию товаров организациям, включенным в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли (магазины «дьюти-фри») для их последующей реализации в таких магазинах;

—  реализацию товаров в магазинах беспошлинной торговли (магазины «дьюти-фри»);

—  реализацию товаров, оказание услуг на экспорт.

Как устанавливать цену на товары, которых не было в наличии 5 октября 2022 года?

Порядок установления цен в таком случае зависит от того, реализовывали (производили, ввозили) ли такой товар раньше.

1.Если ранее субъект хозяйствования реализовывал (производил, ввозил) такой товар и его просто не было в наличии на 5 октября 2022 года, то согласно разъяснению МАРТ цена такого товара устанавливается на предыдущую дату его реализации независимо от того, когда это было последний раз – две недели или два года назад.

2.Если же товар или услуга никогда ранее не производились (не ввозились, не реализовывались, не оказывались, в т. ч., согласно разъяснению МАРТ к новым относятся товары и услуги, полученные от новых контрагентов) в Республике Беларусь, то цены на такие товары или услуги устанавливаются в следующем порядке:

2.1. юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими оптовую и (или) розничную торговлю, без согласования (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2022 № 693):

— с учетом ограничений, установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов) – например, это касается отдельных категорий продуктов питания, на которые установлены предельные надбавки (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2022 N 214 «О регулировании цен»)

— в случае отсутствия ограничений – с применением предельной максимальной оптовой надбавки, торговой надбавки (с учетом оптовой надбавки) 30 процентов к отпускной цене производителя (импортера).

Если у юридических лиц или ИП есть несколько торговых объектов или объектов оказания услуг и какие-то товары (одного наименования от одного и того же поставщика), услуги до 6 октября 2022 г. не реализовывались (не оказывались) в одном из таких объектов, то при начале их продажи или оказания в новых объектах цены устанавливаются на уровне минимальной цены реализации такого товара (услуги) в иных принадлежащих ИП или юр. лицу объектах торговли или обслуживания. Полагаем, что эта норма распространяется и новые объекты, открытые после 5 октября.

Реализация товара субъекту хозяйствования, которому этот товар не реализовывался до 6 октября 2022 г., осуществляется по ценам не выше минимальной цены, применяемой на 5 октября 2022 г., при наличии копии подтверждающего документа такой применяемой минимальной цены.  Что является таким документом законодательство не уточняет.

2.2. в остальных случаях установление цен на новые товары осуществляется по согласованию:

республиканскими унитарными предприятиями, хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в собственности Республики Беларусь, — с соответствующими республиканскими органами государственного управления, государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, в подчинении (составе, системе) которых находится (входит) такое унитарное предприятие или хозяйственное общество либо которым переданы в управление акции (доли в уставном фонде) хозяйственного общества, находящиеся в собственности Республики Беларусь, в установленном ими порядке;

коммунальными унитарными предприятиями, хозяйственными обществами, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в собственности административно-территориальных единиц, другими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами — с соответствующими облисполкомами и Минским горисполкомом по месту государственной регистрации в установленном ими порядке.

Рекомендуемый порядок работы по обращению за согласованием цен на новые товары, а также в случае необходимости повышения цен, в том числе, документы, которые нужно предоставить размещены на сайте МАРТ

Отменяют ли директива № 10 и постановление № 669 действие других нормативных правовых актов в сфере регулирования цен?

Нет, не отменяют.

Пунктом 9 постановления Совмина № 669 от 06.10.2022 года лишь приостанавливается действие пункта 1 и подпункта 2.1 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2022 г. N 214 «О регулировании цен», которые касаются норматива повышения цен и нормативов рентабельности для производителей товаров, указанных в приложениях к постановлению № 214 (в основном, продукты питания, иные товары первой необходимости, лекарства).

Действие норм иных нормативных правовых актов, которые регулируют порядок установления цен, если они не противоречат нормам директивы № 10 и постановления Совмина № 669, никто не отменял.

Поэтому, к примеру, в части установления цен на строительные материалы действует порядок формирования цен, установленный Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 12.07.2022 N 69 (ред. от 06.09.2022) «О порядке регулирования цен», кроме тех положений, которые противоречат директиве № 10 или постановлению Совмина № 669. Но, в частности, порядок заполнения ТТН и ТН, установленный постановлением Минстройархитектуры от 12.07.2022 № 69, никто не отменял.

Нормативные акты и разъяснения государственных органов, использованные при составлении материала, можно найти по ссылкам:

Директива № 10 от 06.10.2022

Постановление Совмина № 669 от 06.10.2022

Постановление Совмина № 693 от 14.10.2022

Разъяснение МАРТ о применении постановления Совмина № 669 от 06.10.2022

Рекомендуемый порядок по обращению за согласованием цен на новые товары и в случае повышения цен

Если у вас есть дополнительная информация по данной теме или разъяснения от государственных органов – делитесь ими в комментариях на нашем Telegram-канале «Налоги и право» в этом посте.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *