Защита прав потребителей РБ регулируется «Законом о защите прав потребителей» от 09 января 2002 года № 90-З (далее — Закон). В этой связи публикуем данный документ на нашем сайте.
Закон о защите прав потребителей от 09 января 2002 N 90-З
За защитой нарушенных прав потребитель имеет право обратиться:
в уполномоченные государственные органы (ст. 41-43 Закона) в уполномоченные государственные органы (ст. 41- 43 Закона)
в общественные объединения потребителей (ст. 47 Закона)
непосредственно в суд с исковым заявлением о защите своих прав
Полномочия гос. органов согласно ст. 41 Закона такие:
«Статья 41. Государственные органы, иные государственные организации, осуществляющие защиту прав потребителей
Государственные органы, иные государственные организации, осуществляющие защиту прав потребителей в пределах полномочий, предусмотренных законодательством:
рассматривают обращения потребителей в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц;
осуществляют информирование потребителей по вопросам, относящимся к их компетенции в области защиты прав потребителей;
согласовывают с Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь проекты нормативных правовых актов по вопросам защиты прав потребителей;
предоставляют в пределах своей компетенции в Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по его запросам информацию о поступивших обращениях потребителей и иную информацию;
принимают в пределах своей компетенции иные меры в целях защиты прав потребителей, предусмотренные законодательством.
В исполкомах для таких целей есть работник, отвечающий за вопросы координации деятельность по защите прав потребителей. В целом, исполкомы ведут разъяснительную работу, могут направить предписания изготовителям (продавцам, поставщикам, представителям, исполнителям, ремонтным организациям) о прекращении нарушений прав потребителей. При выявлении случаев реализации потребителям товаров (работ, услуг) без предоставления необходимой и достоверной информации, или с истекшими сроками годности и (или) сроками хранения, сроками службы товаров (результатов работы), или без указания таких сроков, если их установление обязательно, направляют предписания изготовителям (продавцам, поставщикам, представителям, исполнителям, ремонтным организациям) о приостановлении производства и (или) реализации потребителям таких товаров (работ, услуг) либо о прекращении реализации потребителям таких товаров (работ, услуг) до устранения допущенных нарушений. В Законе о защите прав потребителей предусмотрена обязанность исполкома обращаться в суд с иском о защите нарушенных прав (абзац 8 п.1 ст.43 Закона).
Компетенция общественных объединений потребителей определена в статье 47 Закона. В частности, общественные объединения обязаны:
«1.6. давать на безвозмездной основе консультации потребителю по вопросам защиты его прав;
1.7. направлять в государственные органы в соответствии с их компетенцией материалы для привлечения к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации потребителям товаров (выполнении работ, оказании услуг), не соответствующих установленным требованиям к качеству товаров (работ, услуг), а также материалы о нарушении прав потребителя, предусмотренных законодательством;
1.8. обращаться в органы прокуратуры с предложениями о принесении протестов на акты государственных органов, противоречащие законодательству о защите прав потребителей;
1.9. обращаться по поручению потребителя с претензией к изготовителю (продавцу, поставщику, представителю, исполнителю, ремонтной организации) об устранении нарушений и о возмещении потребителю причиненных этими нарушениями убытков;
1.10. обращаться в суд с иском о защите прав потребителя, представлять и защищать в суде права и законные интересы потребителя (неопределенного круга потребителей);
1.11. предъявлять иск в суд о признании действий изготовителя (продавца, поставщика, представителя, исполнителя, ремонтной организации) противоправными, условий договора недействительными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий».
Следует заметить, что потребитель изначально должен сам предъявить требование о своем нарушенном праве изготовителю (продавцу, исполнителю), а уже потом обращаться в общественное объединение потребителей, чтобы это общественное объединение обратилось по его поручению с претензией к изготовителю (продавцу, исполнителю и т.п.) об устранении нарушений и о возмещении причиненных физлицу этими нарушениями убытков, либо в суд с иском о защите прав потребителя. Для подтверждения обращения к изготовителю физлицо должно иметь «на руках» отказ изготовителя (продавца, исполнителя) в удовлетворении предъявленных ему.
И наконец, обращение непосредственно в суд. В данном случае досудебный порядок (выставление претензии изготовителю) не требуется. В суд можно сразу обращаться с исковым заявлением.
Наши юристы составят Вам грамотное исковое заявление в суд. Подробнее о наших услугах по защите прав потребителей читайте на этой странице нашего сайта
Защита прав потребителей Иски и споры
- by admin
- вкл 01.08.2020