Указ 394 от 23.10.2019 О предоставлении займов. Что нужно учесть займодавцу?

Юридические услуги

27 апреля 2020 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 23 октября 2019 г. № 394 ”О предоставлении и привлечении займов», который регулирует порядок осуществления микрофинансовой деятельности.

Как правило, микрофинансовая деятельность ошибочно ассоциируется с выдачей  гражданам займов  под большие проценты. Однако такое мнение ошибочно и ниже мы рассмотрим почему.

Во-первых, следует обратить внимание на само определение микрофинансовой деятельности. Так, в соответствии с п. 1 Указа № 394, микрофинансовой деятельностью признается деятельность  по предоставлению трех и более займов в течение календарного месяца одному или нескольким заемщикам в сумме, не превышающей 15 000 базовых величин на одного заемщика на день заключения договора (далее – микрозаем).

Следует отметить, что ни в определении микрофинансовой деятельности, ни в тексте Указа № 394, не сказано, что заемщиком может быть только гражданин, что означает, что выдача займов юридическим лицам и ИП при наличии других признаков микрофинансовой деятельности также признается микрофинансовой деятельностью.

Во-вторых, следует обратить внимание на момент заключения договора займа и на то, что считается одним займом.  Отметим, что договор займа считается заключенным не с момента подписания, а с момента передачи денежных средств (ст. 760 Гражданского кодекса Республики Беларусь) и на сумму фактически переданных денежных средств (ст. 765 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Например, договор займа заключен на 20 000 белорусских рублей, но денежные средства перечислялись тремя платежами в течение 1 календарного месяца:  10 000 белорусских рублей,  6000 белорусских рублей и 4000 белорусских рублей. В данной ситуации будет иметь место микрофинансовая деятельность, потому что каждое перечисление денег будет рассматриваться как отдельно заключенный договор займа в размере фактически перечисленной суммы.

В-третьих, микрофинансовой деятельностью может являться предоставление как процентных, так и беспроцентных займов. Это следует из определения микрозайма, данного в Указе № 394, согласно которому под договором микрозайма понимается вид договора займа, по условиям которого одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) денежные средства в сумме, не превышающей 15 000 базовых величин на дату заключения договора, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу эту сумму с уплатой процентов за фактический срок пользования полученными денежными средствами либо без уплаты процентов

Такого же мнения придерживается и Национальный банк в своем комментарии по поводу отнесения беспроцентных займов к микрозаймам. Отметим, что до вступления в силу Указа № 394 Национальный банк разъяснял, что беспроцентные займы не относятся к микрозаймам и их выдача не подпадает под микрофинансовую деятельность.

Что грозит за нарушение требований Указа № 394?

Согласно Указу № 394, микрофинансовая деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, не включенных в Реестр микрофинансовых организаций и, соответственно, не являющихся микрофинансовыми организациями, является незаконной и запрещается ( п. 2, п.3 и п. 6 Указа № 394).

Согласно ст. 12.7. Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь, осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается, — влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя — от двадцати до двухсот базовых величин с конфискацией до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин с конфискацией до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации.

Также заключение договоров займа может повлечь и гражданско-правовые последствия. Так, сделки, совершенные в рамках деятельности, которая названа в законодательстве как незаконная и запрещенная, рассматриваются как сделки, запрещенные законодательством. Такие сделки являются ничтожными (ст. 170 Гражданского кодекса Республики Беларусь) и при наличии умысла у обеих сторон такой сделки — в случае исполнения сделки обеими сторонами — в доход Республики Беларусь взыскивается все полученное сторонами по сделке, а в случае исполнения сделки одной стороной с другой взыскивается в доход Республики Беларусь все полученное ею и все причитающееся с нее первой стороне (в возмещение полученного).

Требование об установлении факта ничтожности сделки может быть заявлено в суд любым заинтересованным в этом лицом (ст. 167 Гражданского кодекса Республики Беларусь)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *