Изменения в Закон о рекламе

Юридические услуги

8 июля 2021 года вступили в силу изменения в законодательстве о рекламе (изменения закреплены в Законе Республики Беларусь № 82-З «Об изменении законов по вопросам рекламы» от 04.01.2021). 

Что же изменилось?

1) Изменены и дополнены основные термины. Так, в ст. 2 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 N 225-З (ред. от 04.01.2021) «О Рекламе» (далее – Закон) в абзаце 5 ввели определение нетабачного никотиносодержащего изделия.

В абз. 6 ст. 2 дополнили определение объекта рекламирования словами «производственный объект, торговый объект, иной объект обслуживания».

В абз. 12 ст. 2 изложено новое, дополненное определение понятия рекламодатель. К рекламодателю теперь относятся организации и граждане, деятельность или товары которых рекламируются, либо которые определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы, либо которые предоставляют рекламу рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь.

Сразу же дается определение рекламораспространителя — организация или гражданин, осуществляющие размещение (распространение) рекламы в любой форме с помощью любых средств (абз. 14 ст. 2).

В абз. 17 ст. 2 введено понятие «средство рекламы». Средство рекламы – техническое или иное средство, специально предназначенное и (или) используемое для размещения (распространения) рекламы.

2) Уточнены и дополнены полномочия государственных и местных органов власти, осуществляющих регулирование в области рекламы.  Так, в ст. 7 Закона в новой редакции изложены полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области рекламы. Теперь Совет Министров устанавливает требования к размещению средств наружной рекламы в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильной дороги, красных линий улиц, дорог или площадей населенных пунктов, порядок выдачи, продления действия, переоформления и прекращения действия разрешения на размещение средства наружной рекламы, перечень средств наружной рекламы, размещение которых допускается без наличия такого разрешения; устанавливает порядок производства и размещения (распространения) социальной рекламы, включая порядок участия Межведомственного совета по рекламе в оценке качества социальной рекламы.

Местные исполнительные и распорядительные органы в области рекламы на территории соответствующих административно-территориальных единиц в пределах своей компетенции получили право устанавливать своими решениями технические требования к рекламе (размеру и т.д.), а также по согласованию с Министерством культуры право устанавливать требования к рекламе, расположенной на недвижимых материальных историко-культурных ценностях, их территориях и в зонах их охраны (ст. 9 Закона).

3) Изменены общие требования к рекламе. В частности расширен перечень рекламы, в которой может использоваться иностранный язык. По общему правилу реклама на территории Республики Беларусь размещается (распространяется) на белорусском и (или) русском языках. Данное положение не распространяется на рекламу, содержащую общепринятые иностранные термины и обозначения, вошедшие в употребление или не имеющие аналога на русском или белорусском языках, творческие псевдонимы, наименования товаров, творческих коллективов, спортивных команд, спортивных, культурных массовых мероприятий, а также доменных имен сайтов либо приглашений на работу лиц, свободно владеющих иностранными языками.

В рекламе допускается использование наряду с белорусским и (или) русским языками иностранного языка при условии идентичности по содержанию и техническому оформлению текста на иностранном языке тексту на белорусском и (или) русском языках (п. 2 ст. 10 Закона).

Запрещено размещение схожих до степени смешения товаров с наименованием алкогольных напитков и табачных изделий либо их изображением в местах, в которых в соответствии с законом  не допускается подобная реклама (п. 3 ст. 10 Закона).

П. 4 ст. 10 Закона установлена обязанность указывать в рекламе наименование рекламодателя, его УНП, а если рекламодателям является ИП – также его фамилию и инициалы. В случае, если рекламодателем является иностранная компания или иностранный гражданин при отсутствии у них УНП указывается название страны нахождения или постоянного проживания рекламодателя.

В соотв. с п. 10-2 ст. 10 Закона рекламодатель обязан по первому требованию собственника или иного законного владельца ячейки абонентского почтового шкафа или индивидуального почтового ящика незамедлительно обеспечить прекращение размещения (распространения) рекламы в эти ячейку абонентского почтового шкафа или индивидуальный почтовый ящик, а рекламораспространитель — незамедлительно прекратить размещение (распространение) такой рекламы. Данное требование не распространяется на рекламу, размещаемую (распространяемую) в печатных средствах массовой информации или на оборотной стороне извещения о размере платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением.

В помещениях, в которых располагаются государственные органы, за исключением органов внешних сношений Республики Беларусь, не допускается размещение (распространение) рекламы, за исключением социальной рекламы, рекламы государственных организаций и рекламы, размещаемой (распространяемой) в таких помещениях посредством телевидения, радио или печатных изданий (п. 11 ст. 10 Закона).

Расширен перечень информации к которой применяются требования о шрифте. Предупредительные надписи и иная обязательная к размещению в рекламе информация должны быть выполнены четкими буквами и цветом, контрастирующим с цветовым фоном площади рекламы, на которой размещается информация. При озвучивании такой информации в рекламе скорость озвучивания не должна создавать препятствия для ее восприятия.

Содержащиеся в рекламе сноски и иная информация, уточняющая информацию о цене объекта рекламирования, скидках, наличии объекта рекламирования на рынке, возможности его приобретения в указанных в рекламе количестве и месте, об основаниях использования в рекламе слов «номер один», «первый» и иных слов, создающих впечатление о преимуществе товара, организации или гражданина, производственного объекта, торгового объекта или иного объекта обслуживания перед другими товарами, организациями или гражданами, производственными объектами, торговыми объектами или иными объектами обслуживания, изображения награды или указания позиции в рейтинге, должны быть выполнены четкими буквами, размер шрифта не должен быть менее половины наибольшего размера шрифта, используемого в рекламе. Такая информация в рекламе на телевидении и мультимедийной рекламе должна занимать не менее пяти секунд, при длительности указанной рекламы менее пяти секунд — размещаться (распространяться) на протяжении всего времени рекламы, а в рекламе на радио – озвучиваться (п. 7 ст. 10 Закона.

Законом введен запрет на превышение уровня звука рекламы над уровнем звука телепрограммы, прерываемой рекламой. При этом параметры соотношения и методику измерения уровня звука поручается установить Министерству антимонопольного регулирования и торговли по согласованию с Министерством связи и информатизации.

4) Ненадлежащая реклама (ст. 26 Закона).

Недостоверной является реклама, которая содержит недостоверную информацию, в том числе: в отношении местонахождения или местожительства организации или гражданина, его деятельности, места и способа изготовления, состава, количества продукции и т.д.

Недобросовестной является реклама, которая содержит:

слова в превосходной степени или иные слова, создающие впечатление о преимуществе товара, организации или гражданина;

негативную оценку товара, который произведен и (или) реализуется другой организацией или другим гражданином, или иного объекта рекламирования;

сравнение рекламируемого товара с товаром другой организации или другого гражданина, рекламируемой организации с другой организацией, рекламируемых производственного объекта, торгового объекта или объекта обслуживания с другим объектом, рекламируемых результатов интеллектуальной деятельности с другими результатами интеллектуальной деятельности, рекламируемых конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных или иных мероприятий, пари с другими конкурсами, лотереями, играми, иными игровыми, рекламными или иными мероприятиями, пари.

Неэтичной является реклама, которая:

содержит текстовую, зрительную или звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы морали и нравственности, в том числе оскорбительные слова, сравнения, образы в отношении расы, национальности, внешнего вида, возрастной группы, пола, языка, профессии, социальной категории, семьи, религиозных, политических или иных убеждений граждан;

порочит историко-культурные ценности;

порочит государственные символы (флаг, герб, гимн), официальную денежную единицу Республики Беларусь или иного государства, международной организации, религиозные символы;

порочит какую-либо организацию или гражданина, какую-либо деятельность, профессию или товар;

дискредитирует организацию или гражданина, не пользующихся рекламируемым товаром;

вводит потребителей рекламы в заблуждение, в том числе посредством имитации (копирования) общей композиции, текста, изображения, музыки или звуковых эффектов, используемых в рекламе иного рекламодателя;

содержит слова «подарок», «бесплатно», «0 (ноль) рублей» или иные слова, создающие впечатление об оказании услуги (выполнении работы) на безвозмездной основе, если оказание такой услуги (выполнение такой работы) предполагает ее оплату.

Есть еще множество изменений в законе о рекламе. Ознакомиться с ними подробнее вы можете по ссылке на сайте Национального правового портала. 

Чтобы не пропустить ВАЖНОЕ  — новости, комментарии, разъяснения законодательства от налогового консультанта и юриста — просто подпишитесь на наш Telegramканал!

И не забудьте о своих друзьях и коллегах — отправьте и им ссылку! 

 

Бухгалтерские услуги

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *