Разъяснения МАРТ: постановлений СМ РБ № 184 от 30.03.2020 и № 186 от 31.03.2020

Разъяснения МАРТ РБ о ценах и госзакупках

Министерство антимонопольного развития и торговли Республики Беларусь дало разъяснение о применении Постановления Совета Министров РБ № 184 от 30.03.2020 года «О временных мерах по стабилизации ситуации на потребительском рынке» а также разослало в государственные органы письмо  № 14-01-06/1158 К  от 02.04.2020 года по поводу изменения цены договора государственной закупки в случае, если изменение стоимости приобретаемых (используемых при выполнении работ, оказании услуг) товаров, таких как лекарственные средства, лечебное питание, медицинские изделия и запасные части к ним, продукты питания (приложение 11 к постановлению № 395), а также сырья, материалов, комплектующих, используемых при производстве указанных товаров, невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки. 

При этом МАРТ подчеркивает, что размер такого изменения должен быть подтвержден соответствующим расчетом, представленным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и ссылается на предел роста цен, установленный Постановлением Совета Министров № 184 от 30.03.2020 года — не выше 0,5% в месяц.  Иначе необходимо согласование с Комиссией по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь. 

Кроме того, в разъяснении МАРТ РБ  № 14-01-06/1158 К  от 02.04.2020 года отмечается, что решение об изменении цены договора государственной закупки возможно только по соглашению сторон.

«Также абзацем седьмым подпункта 1.8 пункта 1 постановления № 395 предусмотрено изменение условий договора государственной закупки в ходе его исполнения в части изменения срока исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в связи с невозможностью их исполнения вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы. 

Согласно пункту 3 статьи 372 Гражданского кодекса Республики Беларусь под обстоятельствами непреодолимой силы понимается чрезвычайность и непредотвратимость обстоятельств, в результате которых исключена возможность надлежащего исполнения обязательства поставщиком (подрядчиком, исполнителем). При этом конкретный перечень обстоятельств, относящихся к обстоятельствам непреодолимой силы, в законодательстве отсутствует».

При этом МАРТ сообщает, что  представителями Белорусской торгово-промышленной палаты, в компетенцию которой входит засвидетельствование обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) в отношении конкретных договоров (внешнеэкономического или заключенного между белорусскими предприятиями), отмечено, что «коронавирус или возникшие в его связи эпидемия и пандемия сами по себе не могут являться обстоятельствами непреодолимой силы, но таковыми могут признаваться ограничительные и другие меры, направленные на предотвращение распространения коронавируса и его последствий и возникшие после заключения конкретных договоров. 

К обстоятельствам непреодолимой силы могут быть отнесены как природные стихийные явления (наводнения, ураганы, пожары и т.д.), так и явления общественной жизни (войны, забастовки и т.д.).

При этом (говорится в разъяснении) к обстоятельствам непреодолимой силы, как правило, не относятся:
изменение курсов валют;
снижение выручки от продажи товаров, работ, услуг, в том числе в связи с приостановлением деятельности;
снижение числа посетителей кафе, ресторанов, иных организаций общественного питания, казино, гостиниц, кинотеатров;
увеличение стоимости транспортировки товаров, в том числе морским транспортом».
Следовательно, обстоятельства непреодолимой силы определяются в каждой конкретной ситуации индивидуально.

Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, уклонившиеся от заключения договоров государственных закупок в случае выбора их участниками-победителями, равно как и не исполнившие либо ненадлежащим образом исполнившие договоры государственных закупок, в случае расторжения таких договоров, подлежат включению в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, на основании решения уполномоченного государственного органа по государственным закупкам (статья 17 Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»).

Источники:

сайт Национально-правового портала Республики Беларусь,  сайт Совета Министров Республики Беларусь, сайт Министерства антимонопольного развития и торговли Республики Беларусь

Постановление Совета Министров РБ 186 от 31.03.2020 года Об изменении 

Постановления Совета Министров РБ от 15.06.2019 № 395

Комментарий МАРТ к постановлению Совета Министров РБ 184 ОТ 30.03.2020 года

МАРТ РБ — Разъяснение постановления Совета Министров 186 от 31.03.2020 года

Статьи по теме: 

Постановление Совета Министров РБ № 184 от 30 марта 2020 года — рост цен разрешен на 0,5% в месяц

Подписывайтесь на наш Telegramканал «Налоги и Право» и будьте в курсе новостей одновременно с двух сайтов —  сайта юридической компании Правовой Актив и сайта нашего партнера — налогового консультанта Республики Беларусь Михеевой Ирины Владимировны.

Подписаться: 

Юридические услуги

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *